Шапка

Развитие самолётного спорта в Иркутске:

  • Иркутская авиация начиналась с постройки любителями моделей летательных аппаратов. В 1910 году инженер, житель села Черемхово, С.С. Цапенко получил патент во Франции на изготовление и усовершенствование конструкций аэроплана. А в селе Кутулик инженером Горниковым было получено охранное свидетельство на привилегию на управляемый воздушный корабль собственной системы. [10]
  • Начиная с зимы 1910 года, в России идет сбор добровольных пожертвований на военно-воздушный флот. В Иркутске для этих целей создается центр для сбора пожертвований. Сборы проводились путем продажи особых нагрудных знаков, золотого и серебряного - такую форму поощрения жертвователей впервые придумали в Иркутске. [10]
  • 7 марта 1911 года было назначено учредительное собрание клуба аэронавтов-любителей. 25 марта 1911 года в честь нового общества были пущены два воздушных шара с экипажами. 29 марта в общественном собрании С. Цапенко прочел лекцию по воздухоплаванию. И, наконец, 25 апреля 1911 года в малом зале Обществ собрания состоялось первое общее собрание членов-учредителей и действительных членов Иркутского Всероссийского аэроклуба для торжественного открытия отделения. На собрании присутствовало 40 человек. [10,11]
  • Весной 1911 года (прим. автора: чаще упоминается май, однако, по некоторым источникам - 15.02) в Иркутске при местном клубе аэронавтов-любителей была организована гимнастическая и воздухоплавательная дружина под названием «Иркутский сокол» - это был предшественник авиационно-спортивного клуба (АСК), в наше время учебного авиационного центра (УАЦ). [10]
  • В 1911 году Иркутский аэроклуб провел конкурс собранных моделей летательных аппаратов «с выдачею ценных призов». [10]
  • В 1911 году всероссийский аэроклуб постановил выдать Иркутскому отделению большую субсидию для строительства собственного аэроплана. [10]
  • 17 июля 1911 года на ипподроме местного общества коннозаводства прошли первые показательные полеты авиатора Якова Ивановича Седова-Серова на самолёте "Фарман-4" с целью пропаганды достижений авиации. В последующие дни он совершил ещё несколько полётов. В Иркутске местным отделением авиаклуба Седову был выдан первый в Сибири диплом авиатора (Седов не был дипломированным лётчиком). [10,11]
  • К концу 1911 года местное отделение клуба аэронавтов-любителей насчитывало более 150 человек. [10]
  • 25 апреля 1912 года в годовщину иркутского отдела Всероссийского аэроклуба состоялось торжественное заседание, на котором присутствовало 150 членов клуба. Был заслушан доклад С.С. Цапенко «Необходимость создания воздушного флота для защиты Сибири». [11]
  • 29 июля 1912 года в Иркутске состоялся показательный полет авиатора А.А. Кузьминского на моноплане Луи Блерио. Ветром его отнесло за Малую Разводную к пороховым погребам. [11]
  • 23 марта 1913 года в общественном собрании капитаном Фоминым прочитана лекция по авиации. [11]
  • 26 марта 1913 года в Иркутске прошёл так называемый «день авиации». В этот день был проведён кружечный сбор средств на создание военно-воздушного флота России. Было собрано 5274 рубля 55 копеек. [1]
  • 30 августа 1915 года в общественном собрании Иркутска состоялась лекция «Современное воздухоплавание на фоне общественной жизни народов». [11]
  • События 1917-1920 годов в Иркутске не обошлись без авиации. Летописец Романов пишет, что в Иркутске останавливался 5-й Сибирский корпусной воздухоплавательный отряд, над городом летали аэропланы красных, а позднее чехословаков. С самолётов велась разведка, сбрасывались листовки, газеты. А 1 января 1920 года в 15.30 аэроплан, сделав два круга над городом, сбросил литературу и бомбу, разорвавшуюся на углу Арсенальской и 5-ой Солдатской, есть пострадавшие. Это единственный случай в истории города, когда его бомбили с воздуха. В эти годы авиация не раз упоминается в документах красных и белых. [11]

  • Добролёт
  • После установления советской власти развитие авиации в стране осуществлялось при поддержке добровольного «Общества друзей воздушного флота» (в последствии «Авиахим» и «Осоавиахим»). 17 марта 1923 года в Иркутске организуется Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) - Добролёт. Одна из задач организации заключалась в том, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше рабочих и крестьян и таким образом увеличить поступление денежных средств на строительство новых самолетов. С этой целью представители Добролета разъезжали по городам и селам. К июлю 1923 г. Иркутский Добролет насчитывал в своем составе 1 243 рабочих и служащих, имел, на счету около двухсот тысяч рублей. Первым коллективным членом организации стал коллектив редакции газета «Власть труда» (предшественница «Восточно-Сибирской правды»), на страницах которой была развернута агитационная кампания, направленная на создание в городе воздушного флота. В сентябре 1923 года в Иркутской области была проведена неделя авиации, а номер газеты «Власть труда» от 9 сентября 1923 года был целиком посвящён Красному воздушному флоту. [2,5,10,14]
  • В 1924 году возникла еще одна добровольная общественная организация – Общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим), которая не только пропагандировала знания, но и занималась практическими вопросами подготовки населения к противохимической обороне, активно способствовала развитию химической промышленности. При этом работа ОДВФ и Доброхима тесно переплеталась. [9]
  • 21 июля 1924 года в саду им. Парижской коммуны открылся павильон, где можно ознакомиться с построенным самолетом и прослушать лекцию о значении авиации в народном хозяйстве. [11]
  • 8 ноября 1924 года на приобретение самолета «Иркутский таежник» труппа Совтеатра дала спектакль «Зимний сон». [11]
  • В 1924 году при рабфаке Иркутского университета и в Иркутском политехникуме созданы кружки планеристов, в которые записалось около 100 человек. [11]
  • 28 апреля 1925 года приобретенный в Москве губотделом ОДВФ двухместный самолет «Сопвич» (английский) прилетел на аэродром в поселок Ленино. Пробные полеты запланированы на май. Это был первый самолёт, приобретённый Иркутском в собственность. [11]
  • В мае 1925 года в г. Чите из обломков колчаковских аэропланов был собран самолет, названный «Красной звездой». [5]
  • 13 июня 1925 года были завершены строительные работы на аэродроме вблизи деревни Боково: летное поле размером 500х600 шагов вдоль Ангары выровнено, установлены указательные знаки. Эту дату можно считать рождением первой Иркутской аэростанции (так до 1932 года назывались аэропорты). Первым руководителем аэростанции был Попов А.В. Аэростанция Боково действовала до 1933 года, её штат составлял 27 человек. В эти годы инженером здесь работал Камов Н.И. - будущий генеральный конструктор вертолетов. [9]
  • 17 июня 1925 года на станцию Иркутск из Москвы с сопровождающим Поздняковым прибыли три самолета «Юнкерс» и два «Хэвилленд». Они остались в Иркутске в качестве запасных для авиатрассы Москва-Пекин. [11]
  • В январе 1927 года была образована Иркутская окружная организация ОСОАВИАХИМа Сибирского края (Общество содействия обороне, авиации и химической защите населения). Все добровольные общества (ОДВФ, Доброхим) вошли в эту организацию. С 1937 года организация стала областной. [3,4]
  • В 1928 году на реке Ангаре, немного выше впадения в нее Ушаковки, начато строительство гидроаэростанции. 10 августа 1928 года стало днем рождения Иркутского гидроавиапорта. Первый полет по гидроавиалинии Иркутск-Якутск был выполнен 27 августа. [9]
  • В конце 1920-х годов особое место занимала подготовка пилотов через специально созданную систему аэроклубов и курсов летных и технических школ Военно-воздушных сил с целью подготовки военнообученного резерва для армии. Подготовка будущих пилотов осуществлялась без отрыва от производства в нерабочее время. Летные курсы и школы действовали при действующих частях ВВС. Организация и руководство курсов и школ ВВС возлагалась непосредственно на части ВВС округа. С целью укрепления дисциплины с 1932 году все существующие к тому времени авиашколы были переведены на устав РККА. [5]
  • В июне 1929 года в районе Красных казарм началось сооружение нынешнего Иркутского аэропорта. Постановлением Совета труда и обороны в январе 1931 года строительство нового Иркутского аэродрома признано ударным и внеочередным. В июле 1933 года все основные авиаперевозки стали производиться с нового аэродрома. [9]
  • 1 мая 1931 года приказом № 55 по ВВС РККА в Иркутске была открыта военная авиационная техническая школа, первая на территории Сибири и Дальнего Востока. На учебном аэродроме имелось шесть самолетов Р-1 первого выпуска заводов Таганрога и Москвы. Ввиду нехватки авиационной техники на аэродроме и в цехах, был осуществлен переход на двухсменные занятия, а по мере дальнейшего комплектования – и на три смены. В октябре 1932 года был произведен первый выпуск младших авиационных техников (из мотористов сверхсрочной службы) в числе 97 чел. Специально для училища был достроен комплекс зданий, заложенных ещё в 1915 году для военного училища и кадетского корпуса и заброшенных в 1917 году. С 1931 года по 1938 год она носила название 4-ая Иркутская военная авиационная школа авиамехаников (4 ВШАТ), впоследствии название менялось несколько раз: Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ) (1938-1941), Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ) (1941-1949), Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ) (1949-1975), Иркутское высшее военное авиационное инженерное ордена Красной Звезды училище имени 50-летия ВЛКСМ (ИВВАИУ) (1975-1998), Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВАИИ) (1998-2004), Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) (ИВВАИУ (ВИ)) (2004-2009). В первых числах 2009 года решением правительства Российской Федерации школа прекратила своё существование. За время существования в ИВВАИУ было подготовлено свыше 60 тысяч авиационных специалистов. Среди выпускников 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС. [2,12,15]
  • К 20 ноября 1931 года в авиационных организациях ДОСААФ Иркутской области имелось 5 самолетов, 11 авиамоторов, 173 авиаприбора, 11 парашютов, 3 радиостанции. Функционировала Краевая школа гражданских пилотов, в которой обучалось 25 чел. [14]
  • 1934 год
    1934 год
    Самолёты иркутского авиаклуба
    УТ-1 и У-2 (на заднем плане)
  • В 1931 году были открыты Иркутский и Черемховский аэроклубы с целью обучения осоавиахимовцев летному делу. В этом же году IX съезд ВЛКСМ провозгласил лозунг «Комсомолец, на самолет!», взяв шефство над ВВС СССР. Осоавиахимовские аэроклубы становятся важнейшими учебными пунктами в деле подготовки кадров летного состава и центрами массовой пропаганды в стране. В начале 1930-х годов в Иркутске открыта планерная станция. В середине 1930-х годов при авиазаводе им. Сталина действовал аэроклуб, готовящий пилотов и парашютистов. Подготовка проводилась на самолётах УТ-1 и У-2. Самолетный парк Иркутского аэроклуба насчитывал: самолетов У-2 – 15 штук, общие ресурсы которых еще на май 1935 года был крайне мал - 4 963 часов. 10 самолетов исправных находилось в эксплуатации. Для полетов использовались аэродромы Граждвоздухфлота и в с. Оёк. Расстояние до первого – 7 км., до второго – 30. [9,14]
  • К середине 1930-х годов численность организации Осоавиахима достигла 36454 человек, в том числе Иркутская организация составляла 18506 человек. К концу 1930-х годов на большинстве предприятий, в учебных заведениях, в том числе школах, начали действовать ячейки ОСОАВИАХИМа. Особенно популярны в первые десятилетия деятельности ОСОАВИАХИМа были парашютный, планерный, стрелковый и водный спорт. Деятельность ОСОАВИАХИМа в Сибири и на Дальнем Востоке способствовала созданию в городах и рабочих поселках широкой сети школ парашютистов и планеристов. [4,9]
  • В 1936 - 1938 годах Иркутский аэроклуб подготовил несколько групп пилотов, в числе которых было немало воздушных ассов, проявивших отвагу и мужество в годы Великой Отечественной войны. В их числе Герои Советского Союза Анатолий Фёдорович Шаманский, Иннокентий Васильевич Кузнецов, Михаил Павлович Васильев и другие. [3,10]
  • В 1936 году был образован авиационно-спортивный клуб (АСК). Иркутский аэроклуб в числе первых открыл начальную школу по подготовке лётчиков. Первый отбор в нее проводился по общему и политическому развитию и возрасту, второй – по результатам медицинского освидетельствования. [3,14]
  • 13 ноября 1937 года были выделены площади под аэродром в Оёке. [10]
  • К 1937 году в Иркутской области в аэроклубах насчитывалось самолетов всех систем – 25 шт., планеров всех конструкций – 12 шт. [6]
  • В 1939 году в Иркутске и области было открыто и работало шесть планерных школ, которые выпустили 154 пилота-планериста, действовало 100 авиамодельных кружков. [3]
  • В 1920—1930-е годы соревнования по самолётному спорту носили эпизодический характер и проводились внутри аэроклубов отдельных городов. [7]
  • Кадровое обеспечение аэроклубов 1930-х годов проводилось по партийному принципу. Под особым контролем находился весь личный состав аэроклубов. Комиссии проверявшие их работу, включали представителей ВКП(б), ВЛКСМ, НКВД, в задачу которых входило доскональное изучение летно-технического и обслуживающего персонала. По итогам работы одной из комиссий, проверявших деятельность Иркутского, Читинского, Улан-Удинского аэроклубов, был составлен акт, точно отражающий характер времени - были уволены более 26 человек со следующими формулировками: начальник Иркутского аэроклуба Головащенко потерял классовую бдительность, начальник Улан-Удинского аэроклуба Народецкий скрыл от партии наличие родственников в Америке и Польше и бывших непманов-лишенцев, допустил засоренность клуба чуждыми и враждебными людьми и т.д. В итоге таких проверок в 1939 году в аэроклубах ощущался серьезный недостаток преподавательского состава. [14]
  • К 1941 году инструкторами и начальниками аэроклубов стали назначаться офицеры, к началу Великой Отечественной войны там работали в основном квалифицированные кадры. В 1941 году, в связи с быстрым развитием авиации и поступлением на вооружение более сложной техники, усложнились и программы подготовки в АСК. Большинство авиационных воинских частей только формировались. Из-за нехватки квалифицированных кадров и слабой материальной базы они не могли обучить всех военнообязанных, поэтому значительная часть авиаспециалистов готовилась в аэроклубах. Только за девять месяцев 1940 года Иркутский и Черемховский аэроклубы подготовили 93 – пилота и 744 – парашютиста. [14]
  • В 1943 году (по другим источникам - 1942 году) в связи с призывом летно-инструкторского состава на фронт авиационно-спортивный клуб был временно был закрыт. Его материально-техническое имущество передано в РККА. [3,14]
  • В 1948 году ОСОАВИАХИМ был разделён на три самостоятельные организации: Добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ), Добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ). [3]
  • В послевоенный период огромное значение для роста спортивного мастерства имело включение всех видов авиационного спорта в Единую Всесоюзную спортивную классификацию. Это способствовало притоку молодых сил, повышению мастерства авиационных спортсменов, получивших право бороться за спортивные разряды, звание мастеров спорта и чемпионов. С 1949 года стали ежегодно проводиться всесоюзные соревнования на спортивных и учебных самолётах с поршневыми двигателями. [7,14]
  • К 20 октября 1951 года Иркутская организация ДОСААФ насчитывала 1300 различных кружков, в том числе по изучению самолётов - 8, авиамоторов - 15, парашютов - 8, авиамоделей - 48, планеров - 1, метеорологии - 3. За 10 месяцев 1951 года было прочитано лекций и докладов по авиационно-технической тематике - 128, открыто авиауголков - 49, классов - 7, авиавыставок - 51. Общество располагало 5 самолётами, 11 авиамоторами, 179 авиаприборами, 11 парашютами, 3 радиостанциями. [10]
  • В 1951 году ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ объединены в единую организацию — ДОСААФ. [4]
  • С середины 1950-х годов начинают открываться и действовать аэроклубы Иркутска, Читы, Улан-Удэ. Это обусловлено объективными обстоятельствами: мощным развитием производительных сил страны, переходом народного хозяйства на более высокий технический уровень, возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах. После окончания войны ряды АСК пополнились бывшими фронтовиками. [14]
  • В 1956 году иркутский АСК был вновь открыт и работает по настоящее время. Создателями, руководителями и инструкторами клуба стали бывшие лётчики и десантники Ф.А. Родин, А.В. Березутский, В.М. Аносов, В.В. Велесовский, А.Н. Ткачёв. В рамках областной организации ДОСААФ сложился институт общественных инструкторов, людей, годных по здоровью к летной работе и закончивших школы ДОСААФ. За это время клубом подготовлено сотни парашютистов перворазрядников, летчиков-спортсменов 3-его, 2-го и 1-го разрядов, КМС и МС. [6,10]
  • 1957 год
    1957 год, с. Оёк
    Планер КАИ-12 "Приморец"
  • 25 ноября 1957 года ЦК КПСС принял Постановление о привлечении средств хозяйственных, советских и профсоюзных организаций для помощи в строительстве парашютных вышек, аэродромов и других спортивных сооружений. Тем не менее, планерное отделение Иркутского АСК медленно развивало материально-техническую базу. В 1959 году оно располагало двумя учебными классами, оборудованными 10-15 плакатами и 10-15 схемами. Аэродром находится в 35 километрах от города, а материальная часть состояла из 1 лебёдки и 21 планера. Сказывалось отсутствие в АСК самолёта-буксировщика, а также запрещение начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ полётов на аэродроме Оёк выше 300 метров. [14]
  • В конце 1950-х авиакружки появились на слюдяной фабрике, в Иркутском государственном университете, политехническом и медицинском институтах, геолого-разведочном техникуме, ряде общеобразовательных школ. [10]
  • В 1960-е годы для подготовки лётчиков-спортсменов создана сеть авиаспортивных клубов ДОСААФ СССР. [7]
  • К концу 1960-х годов иркутский АСК приобрел самолеты, планеры, парашюты, оборудовал аэродром и учебные классы. Широкое распространение получили соревнования по различным военно-техническим видам спорта. В АСК Восточной Сибири, не смотря на сложные климатические условия, работа по подготовке пилотов и парашютистов не прекращалась и в зимнее время. График работы АСК был одинаково плотным на каждый месяц. [14]
  • В 1982 учебном году за зимний период обучения Иркутским АСК произведен налет 348 часов. [14]
  • В 1984 году было проверено соответствие инструкторского постоянного состава занимаемым должностям. Проведена инвентаризации техники и имущества. Вся автомобильная, специальная техника и имущество аэроклубов было поставлено на бухгалтерский и оперативный учет в ОК ДОСААФ. [14]
  • В конце 1980-х годов, несмотря на возникшие финансовые трудности, авиационные клубы план подготовки выполнили. В 1990 году Иркутский клуб подготовил 13 лётчиков первоначального обучения. [14]
  • В 1990 году Бюро президиума обкома ДОСААФ приняло решение "Об открытии малых авиационных предприятий при авиацилнных организациях Иркутской области". [10]
  • В 1990 году в перечне авиационных организаций ДОСААФ по регионам в Восточно-Сибирский территориальный профсоюзный комитет входили Улан-Удинский, Иркутский, Братский, Усть-Илимский, Читинский АСК. Ответственным за проведение и организацию сборов членов аэроклубов был Иркутский ОК ДОСААФ. [14]
  • В начале 1990-х годов состояние Иркутского АСК было на высоком уровне, о чем свидетельствует приказ председателя ЦК ДОСААФ СССР от 24 декабря 1990 г. № 378 «О закреплении Нерюнгринского АТСК ДОСААФ за Иркутским АСК ДОСААФ». В нем так же говорилось и о создании регионального центра при Иркутском ОК ДОСААФ. [14]
  • В 1991—1992 годах лётчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ работала семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Владимировна Капанина. [10]
  • В 1980-х - начале 1990-х годов АСК Восточной Сибири обеспечивались в довольствующих службах Сибирского военного округа техникой и имуществом, потребность в которых была обеспечена более чем на 70%. Назревала необходимость обновления новыми видами и образцами авиационной техники, наблюдалось недофинансирование оборонной организации. Это сказалось на АСК, т.к. подготовка авиационных специалистов - один из самых дорогостоящих видов деятельности ДОСААФ. Распоряжением правительства РФ от 11 января 1993 года № 31-р Совету РОСТО рекомендовалось принять меры по увеличению доли собственных средств в общем объеме финансирования АСК за счет расширения хозрасчетной деятельности. [14]
  • С 1994 года финансирование РОСТО из Федерального бюджета, а самое главное, снабжение необходимым авиационно-техническим имуществом по линии МО РФ было прекращено. Прилагая огромные усилия, за счет собственных заработанных средств, в Иркутском АСК удавалось сохранять авиационный спорт. Летно-технический состав, спортсмены продолжают вести подготовку спортсменов, обслуживают авиационную и специальную технику, сохраняют материальную базу, бескорыстно отдавая всё своё свободное время и силы родному клубу. [9]
  • Вторая половина 1990-х годов - сложное время для авиаклубов Восточной Сибири. Они не всегда имели средства даже на оплату заводского ремонта техники. Для обеспечения регулярной работы АСК в Восточно-сибирском региональном авиационном отделе РОСТО было проведено перераспределение между Читинским, Улан-Удинским, Иркутским АСК авиационной и специальной техники, двигателей и запасных частей к ним, средств связи и РТО. Помимо финансовых проблем у АСК появились и проблемы с земельной и другой собственностью. Для своевременного выполнения оборонного заказа руководство аэроклубов привлекало средства, заработанные в результате ведения хозяйственной деятельности, составившие около 50% от необходимых. Росла задолженность Министерства обороны за подготовленных специалистов и в 2000-х гг. составила 15948 тыс. руб. Деятельность АСК, качество их работы во многом определялось состоянием материально-технической базы, укрепление которой стало одной из основных забот руководителей. Большинство аэроклубов области стало прекращать работу, не справляясь с экономическими сложностями, т.к. выживание за счет собственных сил без законодательной и материальной поддержки со стороны государства практически невозможно. [14]
  • В условиях недостаточного финансирования организация РОСТО решила взимать частичную плату за обучение с согласия граждан, которая позволила бы компенсировать расходы на ГСМ и запасные части к самолетам. Отток иногородних граждан привел к освобождению общежитий и столовых, сдававшихся в аренду. Эти меры позволили предотвратить остановку учебного процесса в аэроклубах. За период с 1994 по 1996 год авиационно-спортивным клубом было подготовлено 15 человек по программе пилотов-любителей. [6,14]
  • В начале 2000 года постоянный летный и инженерно-технический состав иркутского АСК прошел курсы повышения квалификации при Калужском АЛТУ. [14]
  • В июле 2001 года постановлением губернатора Иркутскому авиационно-спортивному клубу присвоено имя Героя Советского Союза Безбокова Владимира Михайловича. [10]
  • К 1 января 2002 года в Иркутской области работали один авиационно-спортивный клуб и два авиационно-технических спортивных клуба. [14]
  • В период с 2003 по 2005 годы в Российской Федерации была разработана концепция развития авиационной промышленности России, было принято решение по объединению всей авиационной промышленности, КБ, заводов в единый концерн на который возложены задачи по развитию: боевой, гражданской и транспортной авиации. Однако вопросы развития «учебной парты» страны в этой стратегии не нашли своего отражения, вся так называемая «малая авиация» оказалась вне зоны действия концепции. В результате авиация РОСТО (ДОСААФ), являющаяся по сути самой многочисленной, оказалась самой не защищенной авиацией России. [9]
  • С 2005 года АСК начал сотрудничать с улан-удэнским авиазаводом по обучению военных специалистов Казахстана, Китая, Вьетнама, Монголии, Кении, Аргентины, Эквадора. Цель - заработать деньги на содержание аэроклуба. [10]
  • В 2006 году в ИАСК было сменено руководство, на 3/4 обновлен личный состав организации. В месте с изменениями пришла уверенность в необходимости дальнейшей работы клуба по выполнению уставных задач и надежда на плодотворное сотрудничество с органами власти в регионе. [9]
  • В 2009 году общественная организация РОСТО (ДОСААФ) была преобразована в общественно-государственную организацию ДОСААФ России. АСК также получил статус общественно-государственной организации. Этот статус даёт возможность аэроклубу зарабатывать на тушении пожаров или химической обработке. [13]
  • В 2011 году авиаспортивный клуб (АСК) был реорганизован в учебный авиационный центр (УАЦ). [10]
  • В 2012 году авиаторы клуба приняли участие в воздушном параде над мемориалом "Вечный огонь" в Иркутске. Парад был посвящён 100-летию образования Военно-воздушных сил России. [10]
  • 19 августа 2012 года на аэродроме в Оёке проводился День Воздушного флота. Было показано высокое искусство пилотирования самолётов Як-52, вертолётов Ми-2, а также прошли выступления спортсменов-парашютистов. [10]
  • 21 сентября 2012 года было проведено первенство города Иркутска по самолётному спорту. До этого четыре года подобные соревнования не проводились по причине отсутствия финансирования. В последующем, 2013, году соревнований не было по этой же причине. С 2008 года наши пилоты-спортсмены не могут найти средства и для участия в соревнованиях в других регионах. [9,10]
  • В 2012 году пилоты УАЦ налетали 940 часов, в том числе на авиационных работах (это в основном охрана лесов от пожаров) - 615 часов. Учебным центром были выпущены пять лётчиков-любителей на вертолётах Ми-2, подготовлены три лётчика-спортсмена на самолётах Як-52 до уровня третьего разряда, и ещё три - первого года обучения на этих же самолётах. Парашютисты совершили 1400 прыжков, из них первоначального обучения - 725 человек. [10]
  • 15 мая 2013 года на аэродроме Оёк прошли торжественные мероприятия, посвящённые 82 годовщине со дня образования Иркутского учебного авиационного центра ДОСААФ России.
  • В наше время аэробатика — не дешевый вид спорта. Раньше все школы финансировались государством и обучение шло на бесплатной основе. Сегодня все держится на самофинансировании. С потерей финансирования интерес к авиаспорту снизился, однако в последнее время, когда у людей стали появляться деньги, это направление спорта стало возобновляться. Сегодня очень многие коммерсанты и представители бизнес-элиты увлекаются авиаспортом. В настоящее время аэроклуб имеет парк самолетов: шесть Ан-2, четыре Як-52, один Як-55, Як-55М, буксировщик планеров Вильга-35А, один вертолет Ми-2; свой учебный а/д "Оек" площадью 90,4 Га; учебную базу в г. Иркутске площадью 1000 кв.м. [8,9]
  • Сейчас полетный пилотаж длится 15-20 минут по времени. На профессиональный спортивный пилотаж отводится в среднем 4-5 минут. Плюс 5 минут на набор высоты, 5 минут на снижение, все вместе укладывается в 15 минут. В год на пилота-спортсмена Як-52 тратится около миллиона рублей. Самым затратным в наше время остаётся вертолётный спорт, только расход топлива за один час полёта оценивается в 10000 рублей, а ещё нужны ремонт, техобслуживание. [8,9]
Источники:

1. Развитие физической культуры и спорта в России, Иркутской области и городе Иркутске: Монография/ В.А Бомин, В.В. Шохирев. – Иркутск: Издательство ООО «Мегапринт», 2008. – 236 с.

2. http://irkipedia.ru/

3. http://www.dosaaf38.ru/

4. http://russiasib.ru/osoaviaxim/

5. История оборонных обществ Восточной Сибири (1921-1941 гг.): Автореферат/ Бавыкин Юрий Алексеевич.- Улан-Удэ, 2009. URL: http://docs.podelise.ru/docs/index-4138.html

6. http://irkuac.ru/news/2012-07-03-5

7. http://nfau.org/index.php?page=foto-2

8. http://sparklermagazine.com/

9. Архив НОУ Иркутского учебного авиационного центра ДОСААФ России им. Героя Советского Союза Безбокова В.М.

10. Портреты на фоне неба. Иркутский учебный авиационный центр ДОСААФ/ Сергей Костюков. - Пекин: Типография Китайского геологического университета, 2013. - 500 экз.

11. Иркутск крылатый: люди и самолеты войны. Часть 1: «Из колыбели - в бой»/ Михаил Денискин. — 2011

12. http://ivaii.irk.ru/history.html

13. http://www.irkdosaaf.ru/qa/history.html

14. История становления и развития авиационно-спортивных клубов Восточной Сибири в XX в.: Автореферат/ Нурпиисова Екатерина Михайловна.- Иркутск, 2010.

15. История военного образования в Иркутской области (XIX – начало XXI вв.): Автореферат/ Островский Геннадий Александрович.- Улан-Удэ, 2008.



Седов
Яков Иванович Седов
Источник: http://irkipedia.ru/


Добролёт
Добролёт



Газета Власть Труда
Газета "Власть Труда"
от 21 июля 1925 года


Аэроклуб авиазавода

Аэроклуб завода им. Сталина,
г. Иркутск



Планеристы

Планеристы
Из альбомов Рыбникова В.С.



Соревнования Як-52, 2012

Первенство г. Иркутска по самолётному спорту
на самолётах Як-52,
21 сентября 2012 года, аэродром "Оёк"




Назад

Если Вы читаете этот текст, значит Ваш браузер блокирует javascript, или не поддерживаетcя jquery 2.1.0!

goggle топ 27