Шапка

Перелёт Москва - Пекин

10 июня - 17 июля 1925 года

(по материалам газеты "Власть Труда")

10 июня 1925 года в десятом часу утра с аэродрома имени Троцкого в Москве вылетели 6 самолётов авиаэкспедиции, организованной Добролётом при поддержке ОДВФ. Конечный пункт маршрута - Пекин (Китай). Длина маршрута - около 7 000 км. Цель перелёта - обследование воздушного пути на Дальний Восток, укрепление связи Советского Союза с народами Монголии и Китая. Улетающих провожало много народа, состоялся митинг. Присутствовала иностранная пресса. Представитель Монголии т. Санпилон на аэродроме написал приветствие своей родине и передал с лётчиками. В час дня 10 июня самолёты прилетели в Нижний Новгород. В начале четвёртого улетели в Казань. Перелёт шёл благополучно.

Перелёт Москва-Пекин
"Власть Труда" № 142
от 25 июня 1925 года

Перелёт Москва-Пекин
"Власть Труда" № 145
от 28 июня 1925 года

Перелёт Москва-Пекин
"Власть Труда" № 142
от 25 июня 1925 года

На всём пути от Москвы до Ново-Николаевска кинооператоры Пролеткино, сопровождающие экспедицию, снимали наиболее интересные моменты полёта. Условия съёмок в самолёте чрезвычайно трудны из-за тряски. Моменты посадок самолётов операторы снимали с большим риском.

В ночь с 20 на 21 июня воздушная эскадрилья вылетела из Ново-Николаевска. Перелёт Ново-Николаевск - Иркутск был особенно труден. Лесные пожары, дым и туман, на сотни километров отсутствие посадочных площадок. Иногда лётчики не видели друг друга - всё это заставляло эскадрилью забирать большую высоту. Так, самолёту R2, вылетевшему из Красноярска раньше всех пришлось лететь на высоте свыше 2000 метров. Средняя же высота полётов была 1500 метров.

21 июня в 9 часов 53 минут утра 4 самолёта экспедиции прибыли в Красноярск. Погода хорошая. Лётчикам устроили торжественную встречу. Пятый и шестой самолёты отстали. В 11 часов шестой самолёт сел в Литвиново Томской ж/дороги для смены радиатора. Из станции Тайга в Литвиново выехал вспомогательный поезд. В 16.00 шестой самолёт вылетел в Красноярск. Пятый самолёт приземлился в Мариинске в 11.30 утра. Причина - потеря ориентировочной карты. В 16.30 пятый самолёт вылетел из Мариинска в Красноярск.

23 июня утром в 5 часов утра эскадрилья вылетела из Красноярска. Запланирована остановка в Нижнеудинске для осмотра самолётов. Перелёт Красноярск-Нижнеудинск был чрезвычайно трудным. Главная причина - дым от лесных пожаров. В 9 часов утра из Нижнеудинска сообщили, что все шесть самолётов прилетели. Первый самолёт "Латышский стрелок", прилетел в 7 часов 25 мин, Вторым пришёл "Правда", в 7 ч. 30 мин, третий - 7.30, четвёртый - 7.32, пятый 7.35, шестой - 7.40. Для встречи лётчиков на стадионе собрались 5 000 человек. После приветственных слов и демонстрации самолётов все члены экспедиции отправились на отдых в военкомат, на 18.00 назначен общий митинг. 23 июня в Нижнеудинске был базарный день, приехало много крестьян из соседних деревень. Желающих осмотреть эскадрилью - масса.

На рассвете 24 июня экспедиция вылетела из Нижнеудинска в Иркутск.

Blue line

Состав эскадрильи (всего в перелёте участвовало 20 человек):

  • Начальник экспедиции - Исаак Павлович Шмидт;
  • 6 лётчиков: И.К. Поляков, Н.И. Найдёнов, М.А. Волковойнов, М.М. Громов, А.Н. Екатов и А.И. Томашевский;

  • Лётчики перелёта Москва-Пекин

    Лётчик Поляков (летит на "Юнкерсе") - бывший механик машиностроительного завода.

    Лётчик Найденов (летит на "Юнкерсе") - сын героя труда, один из чемпионов лыжного и конькобежного спорта.

    Лётчик Волковойнов (летит на R1) - помощник начальника эскадрильи. Раньше при царизме служил в армии "нижним чином".

    Лётчик Громов (летит на R1) - работает в Красном воздушном флоте с 17 - 18 лет.

    Лётчик Екатов (летит на R2) - сын железнодорожного служащего.

    Лётчик Томашевский (летит на АК) - раньше работал слесарем в железнодорожных мастерских киевского узла.

  • 6 механиков: И.В. Михеев, В.В. Осипов, Е.В. Родзевич, В.П. Кузнецов, Ф.М. Маликов и В.П. Камышев;
  • 5 корреспондентов центральной прессы: Михельс (Роста), Григорий Розенблат ("Правда"), Зинаида Рихтер ("Известия"), Лебеденко ("Ленинградская Правда"), Осадчий (военная печать);
  • 2 представителя Пролеткино: Владимир Адольфович Шнейдеров (в будущем известный телеведущий) и Блюм. По мотивам перелёта ими был снят фильм "Великий перелёт".

Самолёты:

  • R1 (лётчик Громов, механик Родзевич)
  • R1 (лётчик Волковойнов, механик Кузнецов)
  • R2 (лётчик Екатов, механик Маликов)
  • АК - "Латышский стрелок" (лётчик Томашевский, механик Камышев)
  • "Юнкерс" - "Правда" (лётчик Поляков, механик Михеев)
  • "Юнкерс" - "Красный Камвольщик" (лётчик Найдёнов, механик Осипов)
Перелёт Москва-Пекин
"Власть Труда" № 168
от 25 июля 1925 года

Перелёт Москва-Пекин
"Власть Труда" № 166
от 23 июля 1925 года

Перелёт Москва-Пекин
"Власть Труда" № 191
от 23 августа 1925 года

Blue line

Подготовка к встрече участников перелёта в Иркутске:

  • Для встречи эскадрильи в Иркутск приехал начальник 3-го участка воздушного восточного пути (от Иркутска до границы), который останется в городе на всё время перелёта самолётов по участку.
  • 17 июня 1925 года на станцию Иркутск по железной дороге прибыли три самолёта: один "Юнкерс" и два "Хэвиленд" с сопровождающим из Москвы тов. Поздняковым. Эти самолёты останутся запасными в Иркутске до конца перелёта Москва - Пекин. Иркутск будет служить базой для эскадрильи.
  • Иркутский Добролёт и Авиохим готовят лётчикам торжественную встречу.
  • В Иркутской губернии для встречи экспедиции организованы три посадочные площадки: в Нижнеудинске, в Зиме, в Черемхово и в Боково. В Нижнеудинск отправлен лётчик-инструктор т. Михайлов для более тщательной проверки посадочной площадки и для встречи самолётов. Планируется отправить инструктора и в Зиму.
  • Из Москвы для прилетающей эскадрильи получена большая партия бензина.
  • 21 июня была закончена сборка самолёта "Сопвич". После пробных полётов из Читы был выдан акт технического осмотра самолёта. Особая комиссия признала аппарат и мотор исправными и годными к полёту. "Сопвич" вылетел в Иркутск для встречи эскадрильи.
  • Происшествие: 21 июня ночью (около 12 часов) сторож аэродрома Боково увидел пять злоумышленников, которые крались к бензинному складу, повидимому, с целью грабежа. Сторож поднял стрельбу, преступники скрылись.

  • Иркутский Авиохим договорился с несколькими фотографами, а также с кино-экспедицией Госкино, снимавшей в Иркутске фильм "Избушка на Байале", о съёмке прилёта и встречи эскадрильи.
  • Вечером 22 июня вышел второй номер световой газеты, значительно превзошедший первый. Номер целиком был посвящён прилёту воздушной экспедиции. Многие заметки были только что получены из Красноярска по телеграфу. После каждой информации следовали диапозитивы Авиохима. Перед окном Авиохима несколько часов стояла большая толпа.
  • К прилёту эскадрилья Авиохимом выпущено 5000 листовок. Часть послана в Нижнеудинск. Планируется, что их передадут на самолёты, чтобы разбрасывать в пути до Иркутска.

Встреча экспедиции в Иркутске:

Перелёт Москва-Пекин

  • О времени прибытия экспедиции в Иркутск горожанам оповестили листовками, аншлагами, развешанными на главных улицах города, и в "световой авио-газете" (ул. К. Маркса, на здании бывших Нарсудов).
  • 1770 человек были доставлены на аэродром бесплатно: 1000 чел. - из профорганизаций, 300 - от свердловских железнодорожников, 300 - от Губоно, 80 - от ГИК и политехникума, 90 - от Губкома РКП и РЛКСМ. Кроме бесплатных билетов, посадка проводилась и по профсоюзным билетам. 24 июня управлением дороги было также предоставлено добавочного подвижного состава на 2000 человек от ст. Иркутск-Иннокентьевская. Первый рейс - в 4 часа утра, второй - 4.30, третий в 5.10. От бывшего Сукачёвского сквера до аэродрома через каждые три часа ходил пароход. Было подготовлено 5-6 автомобилей, главным образом для участников перелёта.
  • Во время ожидания эскадрильи на аэродроме в Боково были устроены летучие митинги. Их проводили тт. Мельников, Резников, Писецкий и Катышев. Также шла продажа материалов Авиохима.
  • За два часа до времени прилёта эскадрильи на стадионе собрались представители физкультурников города в костюмах. Со стадиона они были распределены по местам для участия во встрече, главным образом в шпалерах. Шпалеры были устроены на ул. Карла Маркса от здания губисполкома до губкома партии. Кроме физкультурников в шпалерах стояли ученики школ 1 и 2 ступени, студенты иргосуна, члены РЛКСМ, пионеры и представители воинских частей. Учащиеся школ и ВУЗов собрались в 7 часов утра у здания городского театра. Спортсмены постунили в распоряжение т. Чутлана, учащиеся - т. Магеровского. За распределение шпалер отвечал начальник адмотдела штаба корпуса 18 т. Лаврушев.
  • В три часа утра 24 июня навстречу воздушной экспедиции вылетел иркутский аэроплан "Сопвич". Пилот - т. Боженок. На самолёте - председатель иркгубавиохима М.П. Мельников.
  • 24 июня в 6 часов утра на аэродроме собралась большая толпа ожидающих. Народ приезжал из города на пролётках, поездах, пароходе, автомобилях, многие пришли пешком.
  • Оборудован полевой телефон, со всех станций сообщают о пролёте эскадрильи: "Черемхово! Половина! Мальта! Китой! Батарейная!"
  • В семь часов 35 минут показался первый самолёт. Затем следующие два. Сделав несколько кругов над городом, аэропланы опустились на аэродром. Лётчиков сразу же окружили. Один за другим опустились следующие самолёты. Ровно в восемь все шесть самолётов выстроились на аэродроме. 4700 километров пути проделала экспедиция до Иркутска.
  • Не обошлось без происшествия: при посадке самолёт "Правда" ("Юнкерс") попал колесом в яму на границе аэродрома около озера и погнул крыло. 21 июля в эту же яму попал выполняющий платные полёты самолёт "Промбанк" (пассажиры и лётчик не пострадали, у механика незначительные травмы, у самолёта сломаны пропеллер, колёса, треснули бензиновые баки)
  • После прибытия самолётов на аэродроме состоялся митинг. С приветствиями выступили представители партийных и профсоюзных организаций. Вместо трибуны - автомобиль. От имени трудящихся Иркутска лётчиков приветствовал секретарь губкома тов. Гриневич. От имени эскадрильи выступил её начальник - тов. Шмидт. Затем от имени крестьянства иркутской губернии выступил зам. председателя уика тов. Дядькин. Речи закончены, но присутствующие просят показать лётчиков. Тов. Шмидт представил экспедицию, дал краткие биографии каждого лётчика, ответил на вопросы. Играл духовой оркестр. Фотографы снимали самые интересные моменты встречи. Велась киносъёмка.

Речь тов. Шмидта в Иркутске:

"6 самолётов - пионеры великой связи Советского Союза с китайским трудовым народом!

- Мы летим в Китай, где рабочие работают до 16 часов в сутки. Где они получают по 20 коп. в день, а подростки - по 8 коп.; где идёт борьба и проходят забастовки за 10-часовой рабочий день; где рабочие отвоёвывают воскресный отдых.

- Мы летим туда, где за эти требования капиталисты расстреливают сотни, десятки сотен рабочих.

- Мы летим принести привет на 6 самолётах великого рабоче-крестьянского Союза китайскому угнетённому люду.

- До сих пор мы не имели своих самолётов, они получались из-за границы. У нас была полная зависимость от иностранного капитала. Но наши маленькие ремонтно-сборочные мастерские, под усилиями рабоче-крестьянских рук, превратились в большие заводы, а на них мы создали свои, до последнего винтика, советские самолёты.

- Теперь этим перелётом мы делаем пробу советских стальных птиц.

- Наш перелёт имеет ещё большее значение и в военном отношении. Мы всегда можем ожидать нападения империалистов. Мы должны им показать, что рабочие и крестьяне могут отразить всякие нападки, они смогут в нужную минуту постоять за себя.

- Вперёд! До Китая! Понесём братский привет китайскому угнетённому народу! Пусть стальные крылья понесут здоровое зерно братского Союза Советских республик до Китая!"

  • После митинга присутствующие в организованном порядке были допущены к осмотру самолётов.
  • Участники перелёта на автомобилях проехали по ул. Карла Маркса среди шпалер.
  • С балконов участников приветствовали представители партийных и профорганизаций.
  • Вечером на стадионе руководитель перелёта т. Шмидт прочитал широкий доклад о значении советского перелёта Москва - Китай. Среди выступающих тов. Шленов, представители губкома РКП, пленума губпрофсовета, закончился митинг выступлением председателя Добролёта тов. Розен. Митинг окончен, толпа с криками "Ура!" окружает трибуну. Слезающего тов. Шмидта подхватили на руки. Ура! Ура! Качнули и довольные разошлись по домам. В течение следующих двух дней доклад Шмидта был повторён в рабочих районах города.
Перелёт Москва-Пекин

В последующие дни для осмотра самолётов на аэродром были организованы экскурсии. В эти дни от Коммунальной пристани до Боково несколько раз в день курсировал пароход. До пристани можно было доехать на поезде.

28 июня была организована экскурсия для членов Авиохима. С 10 часов пилоты и бортмеханики экспедиции отвечали на вопросы по самолётам. Доехать до аэродрома можно было поездом со ст. Иркутск до ст. Иннокентьевская (посадка по членским билетам Авиохима и профсоюзным билетам), переправа на пароходе платная: для членов Авиохима - 25 коп., для членов профсоюза - 30 коп., дети - половина суммы.

Борт-механики эскадрильи проводили тщательный осмотр моторов. Необходимо было подготовить самолёты для самого трудного участка перелёта: Иркутск - Урга.

Все дни, пока эскадрилья находилась в Иркутске, самолёт "Сопвич" иркутского авиохима проводил регулярные рейсы над городом, разбрасывая листовки. Пилот - Боженок, борт-механик - Поздняков. Длительность полётов - до 45 мин.

После 24 июня 1925 года с аэродрома Боково (12 вёрст от Иркутска) начались регулярные полеты.

Проводы эскадрильи из Иркутска:

Перелёт Москва-Пекин

  • Намеченный на 29 июня отлёт экспедиции из Иркутска был отложен из-за погодных условий.
  • 30 июня, 12 часов ночи - в ожидании лётчиков у Гранд Отеля стоят 4 автомобиля. Сначала небо безоблачно, но потом с Ангары нанесло сильный туман.
  • Второй час ночи - погрузились, поехали на аэродром. Дорога скверная, размыта дождём.
  • 02.50 - прибыли на место, светает. Стальные птицы выстроены в ряд, пропеллерами к городу. Крылья от дождя и тумана мокрые. Раздаётся гул падающих капель воды. Место стоянки самолётов обнесено проволочными заграждениями. Кругом - цепь охраны. Самолёты в полной безопасности.
  • Лётчики осматривают машины, приводят их в порядок. Откуда-то из тумана, доносятся звуки оркестра. Вырисовывается стройная длинная колонна, - это части Красной армии пришли проводить эскадрилью. Из города подоспело уже несколько десятков товарищей. Место стоянки самолётов делается оживлённым.
  • Туман всё ещё не прошёл. Тов. Шмидт сообщает, что вряд ли удастся взлететь раньше, чем через полтора-два часа. Тов. Шмидт то и дело приходится подходить к телефону: звонят из города, из Лиственичного, сообщают состояние погоды и ветра - ведь полёт над Байкалом будет очень трудным. Сообщают из Лиственичного: туман поднимается, виден Хамар-Дабан. Но на аэродроме туман сильный. Несколько часов прошло в ожидании.
  • Наконец, в десятом часу решили послать на разведку "Сопвич". Полетели пилот тов. Воженок и тов. Шмидт.
  • На аэродроме проба моторов. Мощный рёв "Юнкерсов" оглушает всё. По нескольку человек держат крылья стальных птиц - они рвутся вперёд. От бешено вертящегося пропеллера позади самолётов страшный ветер, пригибающий траву на несколько десятков саженей.
  • Возвращается "Сопвич": "Лететь можно!" Самолёты один за другим выезжают в поле и выстраиваются.
  • В 10 часов 55 минут под звуки Интернационала взлетел первый самолёт R2. Вслед на ним, через 4 минуты, "Латышский стрелок". Через равные промежутки времени вылетели "Правда", "Красный Камвольщик" и два R1. Последним, седьмым, поднялся аэроплан "Промбанк" ("Юнкерс"), собранный из запасных. Он останется в Иркутске. На нём улетели проводить эскадрилью до Байкала тов. Мельников, Бразгулис и Калашников. Пилотирует Боженок, бортмеханик Поздняков. Однако из-за ухудшения погоды (усилился туман, начал накрапывать дождь) два самолёта "Юнкерс" вернулись на аэродром вместе с "Промбанком".
  • 2 июля в полдень из Иркутска вылетели последние два самолёта эскадрильи, "Юнкерсы". У Троицкосавска им пришлось сесть из-за плохой погоды.

3 июля: два аэроплана эскадрильи находились в Урге, два - в Верхнеудинске, отставшие "Юнкерс" - в Троицкосавске.

6 июля все самолёты находились в Урге. Монгольское правительство устроило лётчикам торжественную встречу и банкет. С приветственными речами выступили премьер-министр Монголии Цорени Доржи, предреввоенсовета Ринчине, главком Чойбалсан и др. Экспедиция готовится к дальнейшему перелёту. Из-за плохих погодных условий вылет отложен.

Правление Добролёта, отмечая выдающуюся работу лётчиков и бортмехаников, перевело их на высший разряд содержания с момента вылета из Москвы.

7 июля в 5 часов 32 минуты все шесть самолётов экспедиции "Москва - Пекин" вылетели из Урги - столицы Монголии.

Перелёт Урга-Уде через пустыню Гоби протекал тяжело. К 10 часам утра 7 июля экспедиция покрыла расстояние 500 километров. Один из самолётов (АК) с лётчиком Томашевским, настигнутый в пустыне сильным ураганом, вынужден был спуститься в 200 км. от Уде и получил повреждения. После нечеловеческих усилий, страдая от голода и недостатка воды, при ужасной жаре, оторванные от всего мира лётчик Томашевсий вместе с механиком Камышевым исправили аэроплан. 16 июля им удалось благополучно взлететь с крошечного села, расположенного в 250 км от Урги и приземлиться в Уде - центре пустыни Гоби. Самолёт был готов продолжить путь в Пекин.

8 июля в 6 часов утра 5 самолётов экспедиции вылетели из Уде в Тайтан. Всего лётчики пролетели 6500 км, пробыв в воздухе более 50 часов.

9 июля экспедиция прибыла в г. Лайотань, находящийся в 180 км от Пекина. Во время спуска самолёт "Правда" (лётчик Поляков и механик Михеев) повредил левое крыло и хвост, задев забор (?) вышиной 3 фута. Причина - неподготовленность посадочной площадки. "Юнкерс" из экспедиции выбыл.

13 июля в 12 часов 45 минут по местному времени три аэроплана экспедиции Москва - Китай, пилотируемые Найденовым, Громовым и Екатовым, благополучно прилетели в Пекин. Четвёртый самолёт, пилотируемый Волковойновым, задержался в г. Лайотань из-за погодных условий. Там же временно задержался начальник экспедиции Шмидт. В Пекине на аэродроме, украшенном советскими и китайскими флагами, экспедицию встречала большая толпа народа. Тут же был полпред тов. Карахан, сотрудники советских учреждений в Пекине, представители китайских властей и более 250 общественных организаций. Аэропланы спустились на землю под гром аплодисментов и восторженные крики толпы. Оркестр играл Интернационал и китайский национальный гимн. Пилотов забросали цветами. Через несколько часов приземлился самолёт, управляемый Волковойновым. На этом самолёте прибыл начальник экспедиции Шмидт. Из Пекина Шмидт отправил в Москву телеграмму о благополучном завершении экспедиции, отметив, что лучше всех маршрут прошли советские самолёты с советскими моторами. Всего в воздухе лётчики провели 52 часа.

Вечером 15 июля в честь советских гостей состоялся банкет. Присутствовал минкидел и другие представители китайского правительства.

Президиум ЦИК СССР наградил начальника экспедиции, всех лётчиков и бортмехаников перелёта орденами Красного знамени, грамотами и ценными подарками. Все лётчики получили звание заслуженных, а тов. Шмидту приказом по воздушным силам было присвоено звание лётчика наблюдателя.

Начались подготовительные работы по организации полётов вокруг Пекина.

17 июля вечером отставший самолёт АК Томашевского и Камышева прилетел в Пекин. Четыре самолёта, прибывшие ранее, поднялись в воздух для его встречи. С прибытием пятого самолёта экспедиция "Москва - Пекин" закончилась.

Перелёт Москва-Пекин
"Власть Труда" № 191
от 23 августа 1925 года

Через месяц, 17 сентября 1925 года, Иркутск снова встречал участников экспедиции. Утром со скорым поездом через наш город проехали лётчики тт. Громов и Волковойнов, механики тт. Кузнецов, Михеев, Родзевич и представитель военной печати т. Осадчий, совершившие перелет Пекин — Токио. На вокзале их приветствовали представители от губисполкома и Губавиахима.

Источники:

1. "Власть Труда" №№ 1637(131), 1638(132), 1642(136) - 1653(147), 1655(149), 1656(150), 1658(152), 1660(154) - 1662(156), 1664(158) - 1666(160), 1668(162), 1669(163), 1672(166), 1719(213) (июнь - сентябрь 1925 г.) - URL:

2.



К прилёту "Юнкерса" - Сибревкома

Не каждого манит небес глубина,
Не каждому дерзкое снится.
А я улыбнулся - и сел у окна
Большой аллюминьевой птицы.
Пропеллер забился, и крыльев края
Ударили в небо по птичьи, -
И в эту минуту почувствовал я
Моё человечье величье.
А "Юнкерс" летел на воздушный прибой,
Гордясь и любуясь собою.
Казалось, что сам я - такой голубой,
И лётчик одет в голубое!
- "Товарищ, валяй по такому пути,
Где я и никто ещё не был".
Отчаянный лётчик ответил: "Летим!"
И брызнул пропеллером в небо.
Всё ниже и ниже стелилась земля,
Сползали хребты и отроги,
И где-то вдали зеленели поля
И корчились в скалах дороги...

Борис Ковылёв.
("Власть Труда", 10.06.1925)


Перейти в раздел "События и памятные даты"

Если Вы читаете этот текст, значит Ваш браузер блокирует javascript, или не поддерживаетcя jquery 2.1.0!

goggle топ 27